Достопримечательности Гатчины

Информация о городе Гатчина.

(краткое содержание экскурсии, но всё это вы сможете увидеть и визуально)

  В сорока километрах от Санкт-Петербурга, на берегу реки Ижоры, расположен город Гатчина - один из культурных центров Ленинградской области. Первое документально упоминание о Гатчине, тогда это было село Хотчино, обнаружено в Новгородской писцовой книге и датировано 1499 годом. Превращение Гатчинского имения в дворцовый комплекс произошло в 1766 году, когда императрица Екатерина II подарила его графу Григорию Орлову. В 1798 году был сооружен Приоратский дворец, сейчас это символ культурного наследия Гатчины.

   Центр культурной жизни и главная достопримечательность Гатчины - дворцово-парковый ансамбль, сердце которого - Большой Гатчинский дворец, возведенный в 1766 – 1781 годах. Среди других достопримечательностей ансамбля стоит отметить Дворцовый парк, который состоит из нескольких небольших парков общей площадью 143 гектара, регулярный парк Сильвия, раньше был в составе Дворцового парка. "Чудо-Поляна" - входит в состав парка Зверинец, здесь растут редчайшие растения, занесенные в Красную Книгу.
  Гатчина вошла в историю не только как культурное достояние, занесенное в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Свои первые полеты российские военные воздухоплаватели совершали здесь. Первая летная школа, первый военный аэродром начали работать именно в Гатчине в 1910 году. Знаменитый летчик Нестеров оттачивал свое мастерство в небе над Гатчиной.
  Во время оккупации в Великую Отечественною Войну, город и дворец были разрушены. В 50-е годы Гатчина была отстроена заново, открыт институт ядерной физики имени Б. П. Константинова. В 1985 году дворцово-парковый ансамбль открыл свои двери для первых посетителей. В 1999 году Гатчина участвовала в конкурсе " Самый благоустроенный город России" и получила первое место в категории городов с количеством жителей до 100 тысяч.

    Нижний сад распланировали по образцу голландских садов с цветочными партерами, окаймленными низко подстриженным кустарником, и тремя привезенными из Италии мраморными статуями (копия с «Амазонки» Поликлета, «Молодой сатир» и «Марс»). В конце XIX века партеры сада засадили кустами лиловой сирени, она росла еще в 1950-е годы, затем начались работы по восстановлению участка в первоначальном виде.

      В Верхнем Голландском саду, куда ведет каменная лестница из Нижнего, на круглой площадке в центре стояла статуя Афины (итальянский мастер, XVIII век). Широкая каменная лестница спускается к Карпину пруду.
      Липовый сад раскинулся вдоль Екатеринвердерского проспекта и отделяется от Голландских садов рвом. Здесь ростут по краям дорожек аллейные липы, а также шпалерные (подстриженные, в ряду с кустарником) и штамбовые, стоящие отдельно на газонах.
     

  Ботанический сад создавался под наблюдением мастера Ф. Гельмгольца. Он предполагался как питомник различных растений, там находились каменные оранжереи и теплицы, позднее разрушенные (на месте этих оранжерей сейчас находится типография), вдоль центральной аллеи были вырыты пруды – Круглый и Восьмигранный, землю использовали для насыпки Цветочной горки. На трех ее ярусах в XVIII веке выставлялись экзотические южные растения. Еще в 1950 годах на Цветочной горке выращивалась замечательная коллекция георгин и других цветов. На дорожках Ботанического сада были высажены деревья, необычные для северного климата, – вяз, тис, бук и другие, замененные потом липами и дубами.

 

   Берёзовые воро́та — каменные ворота, расположенные на восточной границе Дворцового парка в городе Гатчина Ленинградской области. Сооружение построено в конце XVIII века по проекту известного архитектора Винченцо Бренны и по архитектонике не имеет аналогов среди других дворцово-парковых сооружений пригородов Санкт-Петербурга. Берёзовые ворота считаются одним из лучших творений архитектора в гатчинском дворцово-парковом ансамбле. Берёзовые ворота служат восточным входом в Дворцовый парк. В композиции ворот выделяются три части. Основной массив сооружения создают два симметричных, прямоугольных в плане павильона (кордегардии), играющих роль пилонов, поддерживающих верхний ярус ворот и обрамляющих высокий арочный проезд. Верхнюю часть павильонов венчают карнизы и расположенные выше площадки, обнесённые аттиковыми стенками с каменными балясинами. Конструкция ворот создаёт впечатление свода, покоящегося на карнизах пилонов[3].

Английский сад

     Основой всего Дворцового парка является пейзажньй Английский сад, включающий Белое и Серебряное озера и часть прибрежных территорий.

К Английскому саду, с двух сторон охватывая восточную часть Белого озера, примыкают регулярные сады. Это расположенный прямо у стен дворца Собственный сад, находящиеся с ним на одной оси Нижний и Верхний Голландские сады, Липовый сад, Нижний и Верхний Ботанические сады, сад Ботанической горки, Водный и Лесной лабиринты, сад на острове Любви.

В непосредственной близости от Карпина пруда и Серебряного озера находится оригинальной формы колодец. Бьющий из земли родник с прозрачной ключевой водой, был взят в гранитную оправу ещё в ХVIII веке. Современные исследователи приписывают авторство Антонио Ринальди, так как в рисунке Восьмигранного колодца сочетаются классическая и барочная формы, так любимые мастером.
Размер бассейна небольшой, он не играет особой роли в парковом пейзаже, но, благодаря изяществу форм и оригинальности замысла, Восьмигранный колодец до сих пор привлекает внимание экскурсантов.

Еще при первом владельце Гатчинского дворца Григории Григорьевиче Орлове был устроен подземный ход, который вел к Серебряному озеру. Спуститься туда можно было прямо из Парадных залов и попасть вначале в гулкие подвалы, где скрывалась уникальная затея века для увеселения гостей. Коридор подземного хода, длиной в сто тридцать метров, облицован натуральным известняком и освещается четырьмя круглыми окнами, устроенными в сводах. Благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяет до четырех слогов, из-за чего выход на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо».

Адмиралте́йские воро́та — ворота на границе гатчинского Дворцового парка, обращены на проспект 25 Октября. В XVIII веке у них было другое название — Ворота из пудостского камня у гавани.

  Ворота были построены в 1794—1796 годах, архитектором проекта считают Винченцо Бренну. Название дано по находящемуся поблизости зданию Адмиралтейства.

Во время войны ворота пострадали незначительно, в 1970 году была проведена их реставрация.

  Ворота представляют собой подобие античной триумфальной арки и по проекту должны были служить главным въездом в парк. Это мощное строение высотой 13 метров, шириной — 10. Ворота украшены коринфскими колоннами, стоящими на невысоких пьедесталах по сторонам арки проезда. Колонны несут антаблемент и треугольный фронтон, посреди которого в дубовом венке помещён вензель «П». Ворота симметричны, то есть выглядят одинаково и со стороны города и со стороны парка. Сооружение гармонично вписывается в ландшафт парка, не нарушает его гармонии, на что во многом влияет выбранный автором материал — тёсаный пудостский камень.

Ворота украшают простые по рисунку кованые железные створы, которые были изготовлены в 1796 году на Ижорском заводе в Колпине.

  Павильон Венеры

Павильон, посвященный древнеримской богине любви Венере, находится на острове Любви, который в плане имеет форму треугольника и отсечен от суши искусственными каналами. Омываемое с трех сторон водой Белого озера, это небольшое здание было спроектировано архитектором Винченцо Бренной. Причем прообразом стало подобное сооружение, которое находилось во Франции, в поместье принца Конде в Шантийи. Во время заграничного путешествия по Европе цесаревич Павел Петрович увидел эту парковую затею и пожелал, чтобы нечто похожее появилось в его любимой Гатчине.
 В 1791 году были прорыты каналы, а затем, в течение двух лет шли возведение и отделка павильона Венеры, который стал излюбленным местом для отдыха. Сюда приплывали на лодках и по ступенькам через огромные окна-двери входили в большой зал, украшенный фонтанами, росписью в технике гризайль и громадным живописным плафоном «Триумф Венеры» работы И. Я. Меттенляйтера, выполненным в 1797 году.

  Березовый домик, возведенный по проекту швейцарского художника, архитектора малого двора Франсуа Виоллье, появился в середине 1780-х годов и снаружи представлял собой скромную поленницу березовых дров, подготовленных для долгой зимы. Это была своеобразная шутка, пасторальный каприз ХVIII века, за простыми фасадами которого скрывались роскошь и великолепие. Роспись и золоченая лепнина, обилие зеркал придавали интерьеру особую праздничность. Этот контраст неизменно восхищал современников, ведь для гостей совершавших прогулку по Гатчинскому парку небольшой павильон становился неожиданным сюрпризом.
  В 1796 году под руководством архитектора Винченцо Бренны была осуществлена постройка монументального портала «Маска», который скрыл Березовый домик.
Во второй половине 1790-х годов на восточной границе Дворцового парка появились каменные ворота, названные Березовыми, так как они находились недалеко от Березового домика.

Приоратский дворец – необычный памятник. Он не так ярок, как знаменитые дворцы пригородов Петербурга, а история его существования не изобилует запоминающимися событиями.

 Резиденцией Мальтийского Ордена он оставался не более десяти лет. На протяжении всего XIX столетия Приорат вел спокойную жизнь запасного дворца и изредка принимал в своих стенах августейших владельцев. В годы советской власти он служил нуждам ленинградских рабочих, проводивших в нем летние месяцы отдыха, и гатчинским детям, приходившим в него на заняти в Дом Пионеров и на экспозицию Краеведческого музея.

Необычность и привлекательность Приората кроются в таланте настоящего мастера, сумевшего найти оригинальное решение облика сооружения и его размещения в окружающем пейзаже.

  Приоратский дворец не так роскошен, как другие дворцы пригородов Санкт-Петербурга. Известность его определяется необычной технологией строительства, оригинальным обликом, удивительным сочетанием дворца и окружающего пейзажа.

  Приорат — единственное сохранившееся в России архитектурное сооружение, построенное, в основном, по технологии землебита: слои спрессованного суглинка пропитываются известковым раствором. По этой технологии построены стены дворца, ограда, придворцовые постройки. Подпорная стена сделана из знаменитого пудостского камня, которым были выложены многие гатчинские строения. Башня дворца построена из парицкого камня.

Расположен Приорат на юго-восточном берегу Чёрного озера. Парк, в котором находится озеро, в дальнейшем также стали называть «Приоратским» (до этого он назывался «Малым Зверинцем»).

Одно из старейших парковых сооружений — павильон Орла, или Тампль (франц. temple — храм), автором которого предположительно считается В. Бренна. Наиболее раннее упоминание о павильоне относится к 1792 году. Легенда гласит, что отсюда Павел I стрелял в летевшего над парком орла.
Павильон представляет собой круглый храм — ротонду высотой 9,5 м. Образован он открытой колоннадой из десяти тосканских колоны, поставленных по полукругу, и полуциркульной глухой стеной с полукуполом над ней, украшенным кессонами и раковиной. Лестницы из трех ступеней ведут на стилобат из тесаного естественного камня. Колоннаду по оси среднего пролета увенчивает высеченный из белого мрамора одноглавый орел, поддерживавший щит с вензелем Павла I. В нишах, в стене павильона, предполагалось поставить статуи.
  В период военных действий в 1941–1944 годах павильон пострадал в результате прямого попадания артиллерийского снаряда. От взрыва обрушилась часть купола, колонн и антаблемента. Павильон реставрирован в 1969 году. Проект реставрации разработала архитектор А. Н. Наумова.

Последнее изменение: Понедельник, 16 Декабрь 2013, 22:52